Школа Перспектива
О школе | Условия приема | Контакты Версия для печати

Общие методики
Ролевые игры
Пакетная система
Другие статьи
Предметные кафедры
История
Математика
Биология
Другие предметы




Младшая школа (1-4)
м. Университет
тел. 720-64-09

Средняя школа (5-8)
м. Шаболовская
или Тульская
тел. 952-01-03

Старшая школа (9-11)
м. Щукинская
тел. 749-47-29

Написать нам

  В начало / Проекты

Типы мотивации

Михаил Кожаринов

     В современной педагогике остро стоит вопрос мотивации обучения. Не хотят дети учиться - и все тут! Проблема эта встала во всех развитых странах и особенно остро ощущается в среднем школьном возрасте. Постиндустриальное общество решительно отказалось от муштры и казарменной дисциплины, так как требование формирования творческого и свободомыслящего человека не совместимо с подобной атмосферой. Но отказавшись от старой методической основы, современная школа часто так и не находит новых эффективных методов, включения школьников в образовательный процесс. "Как мотивировать школьников на учебу?" - остается острейшим, и, по мнению многих педагогов, основным вопросом, ответ на который ищет современная дидактика.      Наша Школа также не чужда этому поиску. За почти десятилетие своей практической деятельности педагоги и преподаватели Школы нащупали несколько методов, позволяющих простраивать подобную мотивацию. Практическая деятельность вскрыла интересное правило: любой мотивационный метод от частого применения "затупляется". То есть, если применять все время одни и те же приемы для мотивации учеников, то через какое-то время обнаруживается: что работало сначала - не работает потом. Это открытие выдвигает требование чередования различных методов мотивации в учебном процессе. Современный преподаватель, таким образом, должен владеть даже не одним, а несколькими методами мотивации, как говориться "играть на всей клавиатуре" методов. И в нашей Школе преподаватели стремятся освоить "всю эту клавиатуру".

     1. Игровой метод мотивации

     Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, Игра - дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие - взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять, чем то азартным и вдохновенным. Различные возраста диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего - командные, старшего среднего - подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в Игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. Наша Школа наработала огромный опыт в этом жанре построения учебного процесса. В педагогическом сообществе мы известны более всего именно с этой стороны. Разработаны типология Игр от самых мелких до многодневных. В школе используются настольные, форумные, ситуационные игры; игры дискуссии и игры-погружения, павильонные, полигонные и многие другие типажи.

     2. Исследовательский метод мотивации

     Исследование само по себе дело очень увлекательное. "Что получится, если…?" - подход этот, будоражит умы и зажигает детские глаза. Проблема состоит в том, что в современной Школе разработано не так уж много исследовательских курсов. Лабораторные работы применяются лишь на химии, биологии и физике. И то, часто они строятся не как исследовательские, а как закрепляющие или иллюстрирующие уже пройденный материал. Связано это с нехваткой оборудования на весь класс, и потому легче показать на всех, чем устроить работу каждого. Но частные Школы отличаются малой численностью классов. Поэтому и проблема эта стоит не так остро, и мы можем позволить себе организовать лабораторную работу для каждого ученика. Когда лаборатории становятся чересчур сложными и малореальными в рамках обычной средней школы, а уровень класса позволяет поставить более сложные задачи, то мы практикуем выезды и проведение практикумов на базе различных институтов. Происходит это уже в старших классах и является кроме всего прочего хорошим настроем к абитуриентской жизни. Кроме естественнонаучных предметов исследовательские работы разрабатываются также и по гуманитарным предметам, таким, как история и литература. Связаны они, как правило, с анализом соответствующих текстов, но азарт исследователя не редко удается пробудить и здесь.

     3. Конструкторский метод мотивации

     Некоторым кажется, что этот метод идентичен предыдущему. Но это не так. В исследованиях ребята не знают, что получат в результате, конструкторский же метод подразумевает, что тот объект, к созданию которого стремиться ученик, уже известен и понятен. Вот чертеж, вот алгоритм производства - все понятно, надо только сделать! Но вот во время этого "делания", как раз и строиться учебный процесс. Разбираются детали конструкции, какие-то особенности, пренебречь которыми все равно, что построить неудачный образец. Кульминация же - это демонстрация созданного объекта. Скажем, вот ракета созданная собственными руками устремилась в небо! Какой восторг вызывает это и у самого конструктора и у зрителей! Эти яркие эмоции и являются двигателем для мотивации на новые более амбициозные планы и решения. Такое конструирование не есть приераготива лишь технических дисциплин. Так на уроках истории делают макеты архитектурных зданий и диорамы сражений, на литературе - реконструируют стили и жанры, ставят мини-спектакли, и снимают небольшие короткометражки. Компьютерный монтаж таких фильмов позволяет естественным образом осваивать и компьютер, простраивая межпредметные связи между предметами.

     4. Клубный метод мотивации

     Известно, что если группа становится значимой для ребенка, он стремиться соответствовать ее ценностям, дабы удовлетворять общим значимым для всех критериям и получить признание. Рефферентность группы, таким образом, может стать очень значимым мотивом для учебы человека. Скажем, не ценят в группе совсем уж отстающих и серых, и человек начинает больше читать и подтягиваться только лишь для того, что бы группа приняла его. Уж больно в ней интересно быть: постоянно какие-то дела, игры, поездки и т.д., разговоры опять же часто об этом. Хочется быть в курсе всего, в эпицентре событий, и наравне с остальными. Поэтому у нас в школе различным выездам, походам и делам уделяется очень большое внимание. Если жизнь кипит, то и учеба начинает налаживаться, хотя, казалось бы, времени на нее должно оставаться меньше. Времени-то меньше, но за то мотивация выше, а с ней и эффективность.

     5. Административный метод мотивации

     Этот метод остался "от старых времен". Но он работает, если им не злоупотреблять и не зацикливаться на нем, как в прочем и любым другом методе. Связан он с "вызовом на ковер", угрозой выгона из Школы, ограничения степени свободы или наоборот расширения его, если дела идут удачно. Мы не относимся к этому методу плохо. Ребенок должен социализироваться, а на работе он столкнется и с недобрым начальником, и с нахлобучками за халтурно выполненное задание. Если ребенка держать лишь в "аквариуме позитивных эмоций", он не сможет в будущем быть эффективным в нашем далеко не всегда уютном мире. Надо увидеть различные стороны жизни, а не только радужные, и осознать их закономерность и неизбежность. Получить иммунитет на негативные проявления, научиться делать из них организационные выводы и корректировать на основе них собственную жизнь. Повторим, метод этот вполне работает. И даже на много сильнее, чем в обычной Школе, так как у нас жизнь интересней и ограничивать ее, а тем более лишаться, совсем не хочется. Но если его часто применять, он, как и остальные, перестает работать. Об этом часто забывают, но мы помним. Применяя его лишь на ряду с другими методами, мы снимаем опасность подобного "пробуксовывания" и создаем не затхлую атмосферу задавленности, а атмосферу творческого созидания, игры, познания, но в то же время и ответственности за собственную учебу перед, собой, другими учениками, учителями и родителями.

     Наша школа не останавливается на достигнутом. Из описания всего выше изложенного вовсе не следует, что у нас не бывают неудачи. Бывают. Мы же все-таки не волшебники, и не всегда нам удается "прошибить" барьеры между учеником и учебным процессом. Особенно, если ученик попал в нашу школу со стороны, уже успев впитать негативное отношение к учебным занятиям, и отстать настолько, что сделать что-либо становится действительно с родни какому-то чуду. Но мы и не отчаиваемся и продолжаем искать новые находки, способные пробудить новые мотивы для получения и освоения знаний и умений, стремления самообразовываться и совершенствоваться, достигая конкретных результатов на благо себе и людям. Точнее: людям и себе.