Школа Перспектива
О школе | Условия приема | Контакты Версия для печати

Общие методики
Ролевые игры
Пакетная система
Другие статьи
Предметные кафедры
История
Математика
Биология
Другие предметы




Младшая школа (1-4)
м. Университет
тел. 720-64-09

Средняя школа (5-8)
м. Шаболовская
или Тульская
тел. 952-01-03

Старшая школа (9-11)
м. Щукинская
тел. 749-47-29

Написать нам

  В начало /

Создание новой формы дидактической игры

Елена Постникова

     Возьмем одну из старейших игр истории человечества — "Мельница". Игровые доски и их миниатюрные изображения когда-то служили магическими амулетами: их находят в захоронениях бронзового века. Сама игра была распространена во многих странах от Испании до Японии.

     Ход игры:

     Каждая игра проходит в три этапа. Первый этап — это расстановка шашек. Начинающий игру определяется жребием, затем поочередно оба участника по одной выставляют свои шашки на пересечениях линий игрового поля. Второй этап — собственно розыгрыш — начинается с момента, когда на доску выставлены все шашки. Игрок передвигает свою шашку на одно свободное соседнее поле (по линиям соединения). Затем то же делает его противник и так далее. Третий этап наступает, когда у одного из игроков останутся на поле только три шашки. Тогда этот игрок в свою очередь снимает любую свою шашку и ставит на другое произвольно выбранное поле.
     На всех трех этапах можно бить шашки противника, если один из игроков построит так называемую мельницу, то есть выставит три свои шашки на прямой линии (по горизонтали или вертикали). В этом случае он снимает любую шашку противника. Если удастся продвижением одной своей шашки построить две мельницы одновременно, снимаются две шашки.
     Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не останутся на доске только две шашки (он проигрывает) или пока пока все шашки одного из игроков не встанут так, что он не может сделать ход.

     Карта:

     Предлагается таким образом изменить правила игры. Шашки будут иметь вид фишек с нарисованными на них дробями. Задача игроков — выстроить три фишки в ряд так, чтобы в сумме получилось заданное число. Встает вопрос, если игрок в соответствии с правилами оригинальной игры будет выставлять только свои фишки, возможно, у него будет мало поля для маневра. Ответ на этот вопрос можно получить экспериментально один раз сыграв в новую игру. Также упростим игру тем, что выстраивать фишки можно как горизонтально и вертикально, так и по диагонали. Изменим правило об окончании игры: игра заканчивается когда любой из игроков не может сделать ход или один из игроков докажет, что у противника не осталось фишек, дающих в сумме заданное число.

     Разработка фишек:

     (у каждого по 9)

     Задача сложна тем, что надо придумать дроби так, чтобы было максимальное число комбинаций (сумм из трех чисел). Здесь нам на помощь может прийти магический квадрат:

4 9 2
3 5 7
8 1 6

     Поскольку мы работаем с дробями, добавим к каждому числу числитель 30 (чтобы было удобно сокращать)

4/30 9/30 2/30
3/30 5/30 7/30
8/30 1/30 6/30

     Сократим получившиеся дроби (сумма в каждой строке и диагонали 1/2!)

     Фишки игрока:

2/15 3/10 1/15
1/10 1/6 7/30
4/15 1/30 1/5

     Проверка показала, что игра набирает скорость по мере того, как начинают понимать, какой общий знаменатель удобнее всего взять. Также для вычислений необходимы черновики (их наличие надо предусмотреть во время игры). А человеку, следящему за игрой, удобно иметь при себе квадрат с дробями (модифицированный магический), чтобы было удобней и быстрее проверять.

     Правила игры лучше излагать в такой последовательности:

     Цель игры — убрать карточки противника или загнать его в угол.
     Задача игроков — составить в ряд фишки, сумма значений которых равна 1/2.
     Ход игры (с оговоренными изменениями).

     Время проведения: 20-25 мин.